Странные старинные карты окрестностей Гомеля

Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов альтернативной географии старинная карта Гомеляокрестностей Гомеля.

ВАРИАНТ I — 1772 (Заннони), 1775/1776 (Гоманн, Сантини)

Вот фрагмент окрестностей Гомеля из карты  Karta Granic Polski y Russii, …  (КАРТА 1):

(Источник — maps.mapywig.org)
карта Гомеля 18 века

Эта карта издана в 1772 году — год вхождения Гомеля в состав Российской Империи по условиям Первого раздела Речи Посполитой:
старая карта Гомеля

Составитель — известный картограф и математик Риччи Заннони (Rizzi Zannoni):
Rizzi Zannoni

Rizzi Zannoni
(источник — pl.wikipedia.org)

Вот титульный лист набора карт:
Гомель старая карта

Работа над картами альбома началась в 1740 году, проводились специальные подробные съемки польских воеводств (источник — www.sb.by)

Эта карта интересна тем, что многие объекты на этой карте имеют заметные отличия от нынешнего состояния, а многие ныне отсутствуют.

Я пронумеровал поселения и водные объекты для их последующей идентификации:

водные объекты:
1 — река Сож (подписана как Sosz R.)
Сож на старой карте
вблизи Гомеля показано несколько островов:
острова на Соже
2 — река Ипуть (подписана как  Hiput R.)
Ипуть на старой карте
устье Ипути образует дельту, которая детально прорисована на карте:
дельта Ипути
Для сравнения эта же местность на карте 1931 года:
карта Гомеля 1931
От дельты Ипути и реки (3) не осталось и следа…
3 — река, вытекающая из Сожа южнее и соединяющаяся с Ипутью
4 — протока реки Сож
5 — озеро, подписанное как Czata Jez.
(jezioro — озеро по польски)
Это озеро расположено на карте вблизи истока реки Milcza (Мильча), впадающую в реку Klusya (Клуся?).

поселения:
на карте показаны три градации поселений:
 — уровень III (это мое условное название) — Maisto — город
 — уровень II  — Wies — село
 — уровень I — Wies — деревня
уровень III:
1 — HomelГомель
10 — ChalczХальч
уровень II:
2 — CzyrsnaПрисно
3 — WetkaВетка (показана заметно севернее нынешней Ветки)
4 — Skitok Скиток (нынешний Скиток располагается у берега Сожа, намного южнее)
5 — BobroczДобруш (в отличие от нынешнего показан на заметном удалении от Ипути)
6 — Stordone — ?
7 — Czersztyna — Шерстина (нынешний Шерстин)
8 — Wysoka — ?
9 — Wielusza — ?
11 — Bochowice W. — ?
12 — Bochowice M. — ?
15 — JurkowiceЮрковичи (нынешние Юрковичи расположены намного севернее, у Шерстина)
16 — Miestakowka — ?
17 — Raskolniszki KlasztorРаскольничий Монастырь (Чонковский) — возле Гомеля было много старообрядческих «пустЫней»
18 — Murowna — ?
19 — Kabbyn — ?
20 — Ceygonow M. — ?
21 — Waga — ?
22 — Patturga — ?
уровень I:
13 — Ceygonow W. — ?
14 — MarkowiceМарковичи

В польском языке:
cz читается как твердое ч (похоже на тш);
sz читается как ш;
y читается как ы;
i не читается, если после нее следует гласная.

Проверим географические координаты Гомеля на карте Заннони:
широта ≈ 52° 25′ N — практически совпадает с истинной широтой Гомеля;
долгота ≈ 28° 10′ E — отличие весьма заметно, нулевой меридиан явно не Гринвичский — это естественно для конца XVIII века. Так как на альбоме карт надписи на французском, то скорее всего нулевой меридиан — Парижский (2° 20′ E по Гринвичу).
Это подтверждается картой Франции за авторством Заннони, на которой нулевой меридиан проходит через Париж:
Заннони нулевой меридиан
(источник — upload.wikimedia.org)
Вносим поправку: 28° 10′ + 2° 20′ = 30° 30′ E — отличие от долготы Гомеля по Гринвичу на 28′.
Посмотрим на город Стародуб, лежащий на карте Заннони точно на меридиане 30° E:
Стародуб карта Заннони
Его долгота по Гринвичу 32° 46′ E . Таким образом, поправка должна быть равна 2° 46′.
Пересчитаем долготу Гомеля: 28° 10′ + 2° 46′ = 30° 56′ E — практически совпадает с долготой Гомеля по Гринвичу.
Таким образом, на рассматриваемой карте Заннони имеется систематическая ошибка по долготе 2° 46′ — 2° 20′ = 26′.

Альтернативным нулевым меридианом тогда был меридиан Ферро, при использовании которого к долготе от Парижского меридиана добавлялись 20°:
меридиан Ферро

А вот карта Carte de la Lithuanie Russienne qui comprend les Palatinats de Livonie … (КАРТА 2), которая фактически представляет собой карту (1), но с худшей детализацией:

(источник — www.swaen.com)

Как видно, все те же объекты, только дельта Ипути обозначена двумя рукавами, да некоторые названия искажены (см. Raskonisky), и не показаны дороги.
Но авторство карты, опубликованной в 1776 году, принадлежит не Заннони, а венецианскому картографу Франсуа (Пьеру ?) Сантини (François (Père) Santini), который указывает, что он использовал карты немецкого картографа Гоманна (Homann), опубликованные его наследниками:

А вот и наследство Гоманна (КАРТА 3):

(источник — www.swaen.com)

Эта карта практически (некоторые линии немножко отличаются) идентична вышеприведенной карте Сантини.
Выпущена эта карта (Hommannischen Erben) в Нюрнберге в 1775 году:

ВАРИАНТ II — (?) Заннони, (1770) фон Пфау, (1831) Стуччи

А вот еще один вариант карты Karta granic Polski y Russii, … (КАРТА 4) от Заннони, точная датировка которой неизвестна (источник — gallica.bnf.fr):
карта Заннони Гомель
Отличий от карты (1) достаточно много:

  • Ипуть изображена без дельты;
  • нет дороги от Гомеля на север;
  • Добруш расположен заметно западнее;
  • есть дорога на север от Добруша;
  • протоки 3 и 4 объединены в одну реку, не соприкасающуюся с Ипутью;
  • нет поселения Miestakowka (14)

Но при этом очертания озера Czata на обоих картах практически совпадают!
Также на них показаны острова 1,2,3, а острова 4 и 5 на второй карте показаны одним островом.

Как один и тот же картограф мог так вольно относиться к географическим объектам?!

Кстати, существуют и карты с географией карты (4), но с лучшей детализацией — альбом карт Regni Poloniae, magni ducatus Lituaniae nova mappa geographica, concessu Borussorum regis (КАРТА 5)  (источники — gallica.bnf.frwww.wbc.poznan.pl):

Укажу отличия от карты (1):
Czirsna (2) показана ниже по течению реки Сож;
Bobrocz (5) показан юго-восточнее;
Czerstyna (7) отсутствует;
Wisoka (8) показана ниже по течению реки Сож
Wielusza (9) показана восточнее;
Kalecz (10) показан выше по течению реки Сож;
Bochowice W.(11), M.(12) не показаны
Jurkowice (15) не показаны;
Miestakowka (16) не показана;
Murawna (18) показана северо-восточнее;
Patyrnya (22) не показана;
показаны новые поселенияSwintkj (23), Golowine (24), Rondow (25), Marino (26), Romanowitschi (27);
излучина Сожа (1) северо-западнее Гомеля показана без перемычки и из этой излучины показан новый приток (6);
Ипуть (2) показана без дельты;
притоки (3) и (4) объединены в один, причем в середине он не соприкасается с рекой Сож и не соединяется с Ипутью.

Эта карта составлена прусским военным картографом Theodor Philipp von Pfau:

По сведениям gallica.bnf.fr эта карта опубликована в 1770 году. Но по информации www.wbc.poznan.pl год публикации карты — 1772, что согласуется с информацией www.invaluable.com, приведенной в описании выставленного на продажу на аукционе Sotheby’s  экземпляра этого альбома карт. Вот какие интересные сведения даны в этом описании:
«one of the rarest maps of poland and lithuania of the eighteenth century. Von Pfau was commissioned by Frederick the Great to male a full-scale survey of Poland and Lithuania in preparation for the partition of Poland in 1772. The survey, on twenty-five sheets, was the best available map of Poland in print. Nonetheless, Frederick insisted that part of western Poland be re-surveyed; this work was carried out, in great secrecy, by four Prussian army officers, commanded by von Pfau.»
«одна из самых редких карт Польши и Литвы восемнадцатого века. Фон Пфау был отправлен Фридрихом Великим для проведения полномасштабного исследования Польши и Литвы в рамках подготовки к разделу Польши в 1772 году. Обзор на двадцати пяти листах был лучшей доступной картой Польши в печати. Тем не менее, Фридрих настоял на повторном обследовании части западной Польши; эта работа выполнялась в строгой секретности четырьмя офицерами прусской армии под командованием фон Пфау.»

Таким образом, есть основания полагать, что эта работа была выполнена фон Пфау независимо от Заннони!

Но вот еще интереснее — карта Польского восстания Carta del Teatro della Guerra in Polonia (КАРТА 6).
Эта карта за авторством издателя Stanislao Stucchi, работавшим в Милане и Турине в 1820-1850 годах, выпущена в Милане 1831 году во время Польского восстания 1830-1831 годов:

Автор карты не указал, какой картографический материал он использовал.

Сравним эту карту (верхняя) с вышеприведенным наследством Гоманна (нижняя):

(источник — www.swaen.com)

На обеих картах совпадает (практически) расположение ряда населенных пунктов:

  • Annopol / Antopol — ? ;
  • Chalez / Kaletsch — Хальч;
  • Homel / Gomel — Гомель;
  • Romanow — ?;
  • Slinka W. / Slinka — Злынка;
  • Waga / Waganicxy — ?

Что же изменилось у гидрообъектов на карте Польского восстания?
1 —  озеро, расположенное выше An(t?)opol высохло
2 — река с устьем вблизи An(t?)opol стала заметно короче
3 — вытекающая из Днепра река продлена до озера
4 — большое озеро разделилось на две неравные части
6 — появилось озеро
7 — сохранились три рукава дельты Ипути
8 — высохло озеро Czata и часть реки, вытекавшая из него

Без изменений, т. е. такой же непривычной на современный взгляд, эта местность показана и на карте того же автора  Carta geografica statistica e stradale d’Europa diseguata ed insica da Stanislao Stucchi (источник — www.swaen.com), изданной в Милане в 1849 (!!!) году. Вот что сказано в описании к ней — «The map in a second edition does give an accurate view of Europe around 1849» .

И как это объяснить? Не только используем чьи-то фантазии, но и добавляем свои? Или … Странные ощущения от взгляда на такую альтернативную географию…

Упоминания в Сети странностей с картами Заннони:

Кстати, на карте 1831 года на противоположном Гомелю берегу реки Сож южнее устья Ипути уже показана Белица (Bielitza) — сейчас это Новобелица.

Я обобщил варианты I и II в такой схеме:

ВАРИАНТ III — 1739 (Гоманн), 1663 (Сансон)

Вернемся к Гоману, сравним его наследство с его же творчеством — картой уже самого Гоманна:

Детализация намного хуже!
На ней Гомель (Homel) (1) показан на некотором удалении как от реки Сож (Sozh Fl.), так и от устья реки (2) — вероятно, Ипути. Ниже по течению показан еще один приток Сожа (3), а между притоками расположен город Omby.
Эта карта датирована 1739 годом (отличие между вышеприведенной картой с подробной детализацией всего лишь 36 лет):

Эти же объекты есть и на другой, более старой карте:

Эта карта за авторством Николя Сансона (N. Sanson) (этот картограф  основательно занимался картографированием Украины)  выпущена в 1663 году:

Но на этой карте Гомель (1) показан не севернее устья притока (2), а между притоками, и ближе к реке Сож. Город Omby (4) на обеих картах показан между притоками.

ВАРИАНТ IV — 1807 (Заннони), 1770 (де Фолино)

Тот же автор — Заннони, та же местность:
карта 1807

Но от 1807 года:
карта Гомеля 1807
(источник — www.karty.by)

Дельты Ипути (которая подписана как Spat) нет, реки 3, протоки 4, озера 5 тоже нет. А прошло всего лишь 35 лет с года издания карты Заннони!

Но самое странное, что ничего этого нет и на  карте 1770 года  Carte generale et nouvelle de toutte la Pologne du Grand Duche de Lithuanie et des pais limitrofes за авторством Bartolomeo de Folino, с которой похоже рисовалась карта 1807 года (хотя у Заннони была его же более подробная карта 1772 года):
карта Гомеля 1770 год
(источник — easteurotopo.org)

Масштаб указан в польских милях (линейка показывает 5 миль).

Населенные пункты на картах 1770(1807) года:
1 — HomelГомель
2 — Kalesz (отличается от карты Заннони, где он подписан как Chalcz) — Хальч
3 — Czirsna (отличается от карты Заннони, где он подписан как Czyrsna)Присно
4 — Swinki (на карте Заннони расположено северо-западнее) — Свинки (?)
5 — Brobocz (отличается от карты Заннони, где он подписан как Bobrocz) — Добруш

А вот фрагмент из «Плана генерального межевания», составленного в конце XVIII века:
ПГМ Гомель

Дельты нет (хотя вблизи устья Сож довольно причудливо изгибается), реки (3) нет.

На плане Гомеля 1799 года показаны два острова на реке Сож, которые я идентифицировал как острова (4) и (5) на карте Заннони:
старая карта Гомеля

Остров (5) показан и на более поздней карте

РАСПОЛОЖЕНИЕ ГОМЕЛЯ

Но на всех вышеприведенных картах Гомель расположен вблизи устья Ипути.

Если поискать более древние карты этой местности… Вот, например, атлас Меркатора, изданный в 1623 году (источник — polona.pl):
Гомель на карте Меркатора
Гомель подписан как Homei, а Сож звался тогда M(N?)ereia.
Сож показан схематично, об Ипути и речи нет.
Но Сож впадает в Днепр намного южнее населенного пункта Лоев (подписан как Loiowagora)!

Не менее загадочно и упоминание города Гомеля (назван Гомеи) в «Книге Большому Чертежу» (КБЧ), составленной по указанию царя Иоанна IV:
Гомель Книга Большому Чертежу
Как видим, по сведениям КБЧ Ипуть впадает в Сож выше города Гомеля на  20 верст (1 верста приближенно равна 1067 метрам) !
Странности в КБЧ комментируются в сборнике «Могилевская Старина», изданном на рубеже XIX-XX веков:

В комментарии указывается на ошибочность приведенных в КБЧ данных:
история Гомеля

В Новгородской летописи (источник — dlib.rsl.ru) Гомель (Гомiй) располагается  на реке Ворксле (Воръсклѣ):
Гомий летопись

А вот еще одна интересная карта, на этот раз французская — Carte du théatre de la guerre entre la France et la Russie / par le Sr Moithey, ingénieur géographe:
Гомель на карте 1812 года
(источник — gallica.bnf.fr)
На этой карте Сож, как  и положено, впадает в Днепр возле Лоева (обозначен как Loivoigorod).
Но Гомель расположен намного севернее устья Ипути (подписана как R. d’Ipus)! При этом изгибы Ипути весьма похожи на изгибы на вышеприведенной карте Carte generale et nouvelle de toutte la Pologne du Grand Duche de Lithuanie et des pais limitrofes.
При этом широта Гомеля на карте соответствует его нынешнему расположению! Таким образом, именно устье Ипути указано не соответствующим нынешнему.
Эта карта составлена не ранее начала XVIII века, так как на ней показан Санкт-Петербург:
карта России 1812
Но при этом на ней показана и Московская Тартария:
Московская Тартария
А ведь на самой карте подписан 1812 год:
карта 1812 года

А вот фрагмент еще одной французской карты пограничья Польши и России Frontière de Pologne et de Russie, датируемой 1724-1729 годами (источник — gallica.bnf.fr):
карта границ Польши и России
Гомель (Khomel) расположен на реке Сож (Soje R), но на 160 верст южнее устья Ипути (Ipout R)!

Продолжение следует



Странные старинные карты окрестностей Гомеля: 2 комментария

  1. Николай Рубцов

    Уважаемый Алексей! В вашем блоге помещена фотография мемориального комплекса «Память» в городе Добруш. На фотографии просматриваются мраморные доски с фамилиями военнослужащих, погибших при освобождении города. Мой дядя, Сергей Александрович Еханин, погиб при освобождении города Добруш. Есть ли у Вас крупные фотографии памятных досок, и есть ли на них фамилия Еханин ? Заранее благодарен за любой ответ.
    Рубцов Николай Петрович, 74 года, г.Москва

    1. foxylab Автор записи

      Уважаемый Николай Петрович!
      Вот информация о Вашем дяде из ОБД Мемориал:
      (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=261747083)
      Фамилия Еханин
      Имя Сергей
      Отчество Александрович
      Воинское звание сержант
      Дата смерти 28.09.1943
      Страна захоронения Беларусь
      Регион захоронения Гомельская обл.
      Место захоронения г. Добруш, ул. Гагарина
      Могила Братская могила

      Вот эта братская могила:

      http://wikimapia.org/30380176/ru/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D1%88%D0%B8%D0%BC-%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC-1943-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0

      Когда я буду в Добруше, я изучу надписи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.