Загадка Пахомьевого монастыря или …. где же находилась обитель староверов возле Гомеля?

Старообрядческий мужской Пахомьев (Пахомиев) монастырь был широко известен у старообрядцев (староверов, раскольников, не принявших реформы патриарха Никона). Однако в настоящее время существуют разные версии о том, где же он всё-таки находился…

Основание монастыря

Основателем монастыря считался выходец из великороссийских земель инок Пахомий [5] (инок — древнерусское название монаха (чернеца, носившего черную одежду)), время основания монастыря – 1770 год.

По преданиям этот монастырь был основан как скит «Игнатова пустынь» в 30-х – 60-х годах XVIII века [1] (в 1760 году [2]), по имени некого монаха, который первым тут поселился [4] (пустынь — монашеское поселение в незаселенном людьми месте).

Расположение монастыря

В [3] указывается, что монастырь находился в Белицком уезде в имении князя Варшавского графа Паскевича Эриванского:
светлейший князь Варшавский, граф Иван Фёдорович Паскевич-Эриванский
светлейший князь Варшавский, граф Иван Фёдорович Паскевич-Эриванский (1782-1856) [6]

Вариант 1

По одной из версий он находился на левом берегу Сожа у озера-старицы в 8 км на северо-восток от исторического центра Гомеля, в 10 км на юг от Ветки в урочище Боровица (Боровая). [1]
В [3] упоминается старообрядческий монастырь «Пахомьевский — в 8 верстах от Белицы«, в [4] — «Пахомьев старообрядческий мужской монастырь поповского толка находился на реке Сож за пять верст от Гомеля«, в [5] — «Пахомиев, что на реке Соже, в 8 верстах от Ветковской слободы, дьяконовского согласия монастырь«.

Основными ориентирами места расположения Пахомьева монастыря, как я покажу далее, являются:
Пахомьев монастырь
1 -приток Сожа с устьем напротив монастыря
2 — приток Сожа с устьем южнее монастыря
3 — П-образный изгиб Сожа севернее монастыря

Вот как эта местность представлена на спутниковом снимке сервиса Wikimapia [10]:
Пахомьев монастырь
1: 1a — залив реки Сож, 1б — озеро Сожки
2: 2а — залив реки Сож, 2б — озеро Явицкая
3 — П-образный изгиб реки Сож

Старые карты

В «Плане генерального межевания» Белицкого уезда Могилевской Губернии конца XVIII века монастырь обозначен как «пустыня расколничья» (1):
монастырь старообрядцев возле Гомеля
План генерального межевания (ПГМ) показывает границы земельных владений — дач Генерального межевания, такие планы были созданы в Российской Империи, начиная с 1765 года.

Ориентир 1 обозначен на этом плане как «озеро Сожки» (4), ориентир 2 — как «озеро Студенешное» (3). От изгиба Сожа — ориентира 3 — отходит «река Боровица» (5).

Также здесь показаны «околица Плесы» (2) и «река Одрица» (6).

На приведенном фрагменте Плана генерального межевания показаны 60-я, 61-я и 62-я дача:
дача №60 — Прудки — межевана 9 ноября 1783 года:
ПГМ Прудки
дача №61 — Волотово — межевана 9 ноября 1783 года:
ПГМ Волотово
дача №62 — Плессъ — межевана 3 октября 1763 года:
ПГМ Плессъ
(в состав этой дачи входил Пахомьев монастырь)
[9]

На карте Белорусской губернии (Бѣлорусской губернiи) начала XIX века
карта Белорусской губернии
показана обитель староверов, подписанная как «Пустыня Игнатьева раскольничьихъ монаховъ «, ориентиры на карте не показаны:
Игнатьева пустынь

На Специальной карте Западной России Шуберта 1832 года показан Пахомьев монастырь, который ошибочно подписан двойным названием «Пахомьевъ Тырловъ» (ниже я написал о путанице с названием монастыря):
старообрядцы Гомеля
На этой карте обозначены три дороги, ведущие к монастырю:
1 — от селения Прудок (Прудокъ) к реке Сож в месте устья (стрелки) притока реки;
2 — от селения Чистые Лужи (Чистыя Лужи);
3 — от селения Романовичи (Романовичи).
Эти дороги показаны и на более поздних картах.
Также на карте показан приток Сожа — ориентир 1.

На доступном фрагменте плана Гомеля от 1838 года видна часть названия Пахомьева монастыря «Старо…Пахом…», а также паромная переправа, действовавшая вблизи селения Плесы.
Пахомов монастырь 1838

Монастырь подписан как «Пахомьевъ» на «десятиверстовке» (десять верст в дюйме) Стрельбицкого (Специальной карте Европейской России, сборник таких карт начал составляться в октябре 1865 года под редакцией подполковника Генерального Штаба Ивана Афанасьевича Стрельбицкого) :
староверы Гомеля
На этой карте показаны те же три дороги к монастырю, что и на карте Шуберта 1832 года, а также приток Сожа — ориентир 1, и изгиб Сожа — ориентир 3.

Также монастырь показан на более точной «трехверстовке» (три версты в дюйме) Шуберта 1913 года (военно-топографическая карте Российской Империи):
Пахомьев монастырь в 1913 году
На этой карте видны ориентиры 1, 2 и 3, а также те же три дороги, что и на предыдущих картах.

Расположение монастыря на картах Шуберта и Стрельбицкого соответствует расположению на «Плане генерального межевания».

Также Пахомьев монастырь показан на австрийской карте времен Первой мировой войны (Operationskarte R, 1914 год):
старообрядческий Пахомьев монастырь
Монастырь подписан как «Pachomiew«. К нему на карте подходят три дороги:
1 — к селению Прудок (Prudok) через реку Сож;
2 — к селению Чистая Лужа (Czystaja Luzia);
3 — к селению Романовичи (Romanowiczy).
Эти же дороги показаны и на более ранних картах. Но австрийской карте показан переход дороги 1 через Сож.

Путаница с названием

На карте европейской части Российской империи, составленной для Наполеона в 1812 году,
карта России для Наполеона
Пахомов монастырь не показан и ориентиры не показаны, но показаны три пустыни староверов вблизи Гомеля:
пустыни староверов у Гомеля
1 — ☦ Pous. Ghouirlova («gh» — читается как «г», «oui» — читается как «ы» — Гырлова пустынь — искажение от Тырлова пустынь)
2 —  Poust. AsafovaАсафова пустынь
3 — ☦ Lavrenteva Poust. — Лаврентьева пустынь

Лаврентьев монастырь был основан иноком Лаврентием на полуострове, образуемом рекой Узою, среди болот и чащи леса, не ранее 1735 года. Монастырь был упразднен в 1847 году. [9]
Асафова пустынь была основана около 1760 года старцем-отшельником Иоасафом, бежавшим из города Гжатска в Ветковскую слободу, и с 1820-х годов стала именоваться Макарьевский монастырь. [10]

В [1] говорится, что  второе название Пахомьева монастыря – Торлов. По моему мнению, это неточность, обусловленная тем, что рядом располагалась показанная на «Плане генерального межевания» «пустыня Тырлова расколничья«:
пустыня Тырлова
Но Тырловская пустынь — это уже другая история…

Привязка места расположения монастыря

Для точной ориентировки на местности я использовал метод триангуляции:
триангуляция
Зная координаты точек 1 и 2 (отрезок 1-2 между ними является базисом триангуляции) и дирекционные углы α и β, можно построив отрезки 1-3 и 2-3, определить координаты точки 3 — точки их пересечения. Такой же метод используется и в радиопеленгации, например, в «охоте на лис».
Оптимальным считается такая конфигурация треугольника, при которой угол между сторонами 2-3 и 1-3 близок к 90°.

Я построил на карте Шуберта треугольник с вершинами:
1 — вершина излучины реки Ипуть (Романовичи);
2 — точка разветвления реки Сож (Плесы);
3 — ☦ Пахомьев монастырь
старообрядцы Гомеля

Я измерил углы получившегося треугольника:
между линиями 1-2 и 1-3 — 34°;
между линиями 1-2 и 2-3 — 66°.

Дальше я отметил точки 1 и 2 на современной спутниковой карте — Wikimapia Satellite [10] и построил треугольник с измеренными ранее углами:
Пахомьев монастырь Гомель

Точка 3 пересечения двух линий и указала место расположения монастыря:
широта N 52° 27′ 47» (N 52,463°) и долгота E 31° 5′ 24» (E 31,090°).

Вот как выглядит это место в крупном масштабе сейчас [10]:
Пахомьев монастырь

Также я выполнил такое же построение и для карты 1984 года:
Пахомьев монастырь

На этой карте показаны два залива 1 и 2, следы от которых видны на спутниковом снимке:
Пахомьев монастырь

Ошибка на советских картах

Интересно отметить, что два строения, подписанные «Пахомьев монастырь» показаны на карте 1931 года (участок N-36-XVI масштаба 1:200 000):
Пахомьев монастырь в 1931 году
На этой же карте есть и ориентиры 1,2,3. И, как видно, на рассматриваемой карте Пахомьев монастырь показан неверно — у изгиба Сожа — ориентира 3, а он должен располагаться юго-западнее, напротив устья притока — ориентира 1.
Эти же строения также неверно показаны на карте 1941 года (квадрат N-36-122 масштаба 1:100 000):
Пахомьев монастырь в 1941 году
Для проверки я построил ранее упомянутый треугольник, который подтвердил — местоположение обители (3») указано неверно — севернее, чем в реальности (3′):
Пахомьев монастырь возле Гомеля

Немецкая карта

На германской военной карте времен Второй мировой войны (1941 года) показан Пахомьев монастырь (нем. Pachomjew Monaßtyr):
Пахомьев монастырь
На этой карте показаны две дороги, соединяющие Пахомьев монастырь с Романовичами (нем. Romanowitschi) и Чистой Лужей (нем. Tschißtaya Lusha). Эти же дороги показаны и на карте РККА, но они обрываются, не доходя до места расположения монастыря.

На немецкой карте также показаны ориентиры 1 и 3, а монастырь верно показан напротив устья притока — ориентира 1, а не возле изгиба Сожа — ориентира 3 — как на картах РККА.

Я проверил указанное на этой немецкой карте место расположения монастыря посредством триангуляции по использованным ранее опорным точкам и оно практически совпало с истинным расположением монастыря:
Пахомьев монастырь

В [12] приводятся сведения из журнала боевых действий 131-й пехотной дивизии вермахта:
«Дивизион штурмовых орудий нуждается в 16-тонном мосту. Дивизион пытается найти брод западнее Пахомьев Монастырь … Только на правом крыле из района Пахомьев Монастырь слышен сильный шум боя. Монастырь занят противником.» Наверно, это одно из последних упоминаний обители…

Вариант 2

В противоречии с этой информацией в [2] указано, что «в 1861 году в Новой Белице была освящена деревянная Александро-Невская церковь, построенная на месте ликвидированного в 1850 г. старообрядческого Пахомиева монастыря«.
В настоящее время вблизи этого места располагается средняя школа №2 г. Гомеля:
средняя школа №2
С этим согласна и информация в [7]:
Пахомьев монастырь

Возможно, что в Гомеле и окрестностях действовали два старообрядческих Пахомьевых монастыря, что весьма странно…

Деятельность и братия монастыря

Пахомьев монастырь относился к «ветковскому согласию» старообрядцев беглопоповского толка.
Беглопоповцы — это старообрядцы, которые в отличие от беспоповцев принимали священников, переходивших от православной Церкви (беглых попов).[2]

Монастырское строение состояло из двух церквей, зимней (деревянной теплой, освященной во имя Бориса и Глеба (Борисоглебская [1]), закрыта по распоряжению правительства до 1844 года) и летней (холодной, во имя Преображения Господня [1], была соединена с колокольней), трапезной [1], двух амбаров, погреба и тридцати келий. Всю территорию окружал фруктовый сад. Въездные ворота имели калитку. [3]

Обитель содержалась подаяниями (в разных регионах России [3]), пользованием пашнями и сеножатями. [1]

Святынями монастыря были замечательная по древности икона Спаса Нерукотворного греческого писания, а также 45 книг, напечатанных в  разных годах со времени московских патриархов: Иосафа (I??? — январь 1634 — 28 ноября 1640 [6]), Иосифа (27 марта 1642 — 15 апреля 1652 [6]), Гермогена (13 июля 1606 — 27 февраля 1612 [6]). Общая стоимость всего имущества Пахомьевского монастыря составляла 243 609 руб. 55 коп. [3]

В середине XVIII века беглый поп Патрикий, стоявший во главе дьяконовского согласия, писал послание тамошнему настоятелю — черному попу Игнатию (черный поп — иеромонах (носит монашеский клобук и монашескую мантию, в отличие от белых священников — иереев). [5]
В [3] пишется, что настоятелем монастыря был инок Акинф, казначеем – инок Ефрем (Ефром).
В начале XIX столетия в монастыре проживало 25 монахов. [1]
В 1845 году был составлен список 28 насельников Пахомьева монастыря [3]:
насельники Пахомьева монастыря

Закрытие монастыря

В 1844 году в Пахомьевом монастыре была закрыта молельня. [3]

Пахомьев монастырь был закрыт в 1850 году, его здания были использованы для постройки православных церквей в соседних приходах. [2]
В [3] указано, что Пахомьевский монастырь был закрыт в 1851 году.
В [5] о монастыре пишется — «Ныне упразднен. В нем две запечатанные церкви, моленная и келья — все деревянное, ветхое.».

Иконы и религиозные книги из Пахомьевского монастыря передавались на хранение в гомельскую Троицкую церковь. [3]

Продолжение следует

Источники:
1 История православных церквей Гомеля http://nashkraj.info/gomelskiya-hramy/
2 Православная энциклопедия http://www.pravenc.ru/
3 Старообрядчество на белорусских землях: Монография / А.А. Горбацкий. – Брест: Изд-во УО «БрГУ им. А.С. Пушкина», 2004.  – 237 с. http://pdf.kamunikat.org/23098-1.pdf
4 Христианские ценности в культуре современной молодежи. Сборник докладов III международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов,  посвященной 700 —
летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского (12 декабря 2014 г.) / редакторы-составители М.А. Можейко, Ю.А. Яроцкая. – Минск : Ковчег, 2015. – 262 с. http://theology.bsu.by/files/sbornik_hristianskie_cennosti_v_kulture_sovremennoy_molodezhi_2014_0.pdf
5 Мельников П. И. (Андрей Печерский). Очерки поповщины. http://www.e-reading.club/book.php?book=144285
6 ВикипедиЯ https://ru.wikipedia.org
7 Ф. А. Жудро. Город Гомель.
8 Кочергина М. В. Старообрядчество юго-запада России (1760-1860 гг. ): хозяйство, расселение, культура. Дис. канд. ист. наук : 07.00.02 . — М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)  http://dl1.lib.ua-ru.net/files/dfd/216/030756024.doc
9 РГАДА http://rgada.info
10 Wikimapia http://wikimapia.org
11 Ольга Астапенко, «Гомельские ведомости», 6.04.2018
12 Михаил Матвиенко. 13 дней августа 1941 года.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *